Пройдите регистрацию и включитесь в удаленную работу!
В вашем распоряжении все возможности биржи удаленной работы ФрилансON
Работодатели, выбирающие исполнителей любой специализации на бирже удаленной работы ФрилансON, получают в подарок профессиональные рекламные тексты и слоганы.
Вы просили - мы сделали.
Добавлены новые специализации.
В раздел Аудио/Видео специализация "Сценарии"
В раздел Тексты специализация "Коммерческие предложения"
Что-то еще? Говорите, вас услышат в сообществе "Решаем вместе"
26 марта 2011, 14:02
Профи happy-art
Интервью с Наташей Кристеа
— Наташа, ты гордишься своими достижениями в профессиональном плане? Каких высот ты хочешь добиться?
— Слова «гордиться» не нашла, покопавшись в своих эмоциях. Есть радость и удовлетворение от каких-то проектов. Хочется больше не высот, а глубин — сосредоточиться на чем-то одном. Так много интересного, связанного с буквами, постоянно мечусь от одного к другому.
— С чего началась твоя карьера в сфере копирайтинга?
— C книги Репьева, до этого было графоманcтво.
— Твоя работа с идеями и словами — 5 (4,3,2) лет назад и сейчас. Что-то изменилось в принципе? Подход к этому процессу, манера и скорость генерации, ритм работы, чуткость восприятия, удовлетворённость результатом…?
— Всё кардинально изменилось, кроме одного — я всегда полностью увлекаюсь проектом. Поменялся подход. Я поняла, что красиво написать смогу всегда, «продающе» тоже. И всё равно будет мимо. Потому что сначала надо понять, о чём нужно писать красиво и что продавать, — как правило, клиент этого тоже не знает. А это предисловие работы над текстом самое длинное и сложное.
— Как, по-твоему, есть ли что то, что объективно ухудшается в работе большинства копирайтеров со временем? Где мы быстрее «рвёмся» и «изнашиваемся», и что подлежит постоянному апгрейду?
Вот этот пресловутый «собственный стиль». Может, я не права, но когда просматриваю работы в портфеле и слышу везде одну мелодию, только на разные слова, меня это удручает. Те же сценарные ходы, та же развязка. Разве автору самому не скучно?
Исходя из каких параметров оцениваешь стоимость своей работы? Есть ли какой-то прайс или в каждом отдельном случае цена варьирует?
— Исходя из сложности, ответственности и объёмности проекта. Геморности клиента. Обозначенных сроков. На какие-то работы есть прайс, но всё равно «вилкой». Сейчас стало модным говорить «я беру не за знаки». По-моему, это напыщенная глупость. Какие-то работы лучше оценивать по знакам.
— Сейчас много людей с визиткой «копирайтер». Признаки «фальшивого» копирайтера с твоей точки зрения.
— Например, у которого на визитке написано: «пишу тексты» или «пишу продающие тексты». Я вот думала, что копирайтеры копают, а продающие тексты пишут поэты.
— /шёпотом/ (чтобы Таня не забанила непрофессиональный вопрос) Любишь конфеты?
— «И запомни, Старки, шоколада никогда не бывает много!» ©
—Наташ, расскажи о разработке презентаций — получается, ты не только пишешь текст, но и рисуешь дизайн?
— Нет, дизайн делают дизайнеры. Когда копирайтер по совместительству ещё и дизайнер — это зло (за редким исключением).
— Что есть особенного в этом рекламном жанре?
— Вы ошибаетесь, а расплачивается клиент.
— Наташа, что должен содержать в себе заказ, чтобы ты не стала выполнять его даже за миллион долларов?
— Кабалы на 5 лет, например.
— И как считаешь, что необходимо записать в Кодекс копирайтеров огромными буквами?
— Знание русского языка не делает вас копирайтером. Незнание русского — тоже.
— На какие вопросы обязательно должен отвечать хороший копирайтинговый текст?
— Разве он должен отвечать на вопросы? Главное, чтобы после прочтения не возник вопрос: «Какой кретин это написал?»
—В какие места в тексте (начало, середина или конец) логичнее вставлять ключевые слова (чтобы у читателя не возникло впечатление, что ему втюхивают товар)?
— Сео и продажи — разные вещи. Для сео — как роботы диктуют. А для читателя важно не куда, а как.
— Я понимаю, что рекламные тексты должны максимум внимания привлечь к достоинствам объекта и умолчать о недостатках, но лично меня такие рекламные статьи отпугивают как потребителя и кажутся подозрительными. Уместно ли в копирайтинговом тексте рассказать о недостатках товара или услуги?
— Это даже правильно. Повиниться в малом и непринципиальном. Как копирайтер, например: «Знаете, я букву „Р“ не выговаиваю».
— Какие основные отличия копирайтингового текста от любого другого, какие приметы?
— Банальное — дополнительно к красоте слога продавать должен. И автора в тексте должно быть максимально мало.
— Какую информацию о об объекте рекламы нужно обязательно узнать от заказчика, чтобы написать качественный продающий текст?
— Каким образом предмет рекламы может сделать человека счастливее. Как правило, этого ответа нет. Тогда приходится задавать кучу дополнительных вопросов, чтобы понять, как же скрыть правду.
— А на какие грабли Вы наступили в своей карьере, и чем это обернулось?
— Не в карьере, наверное, работе? Да, много чему пришлось учиться, что, в принципе, естественно — с профессией не рождаются. Неумение работать с брифом, наверное, самая больная грабля.
— А что читает гуру копирайтеров для проф. роста?
— Нельзя вырасти профессионально без личностного роста. А если без демагогии — журнал Esquire (особенно письмо главного редактора, которое обеспечивает 50% продаж самого журнала) и до сих пор я с удовольствием перечитываю «50 приёмов письма» от Роя Питера Кларка.
— Слышал, что у некоторых копирайтером есть некий ритуал, помогающий настраиваться на работу, сделать её лучше. Погладить кота три раза за правым ухом, налить бокал вина и поставить на подоконник, прослушать альбом Muse. Домового прикормить, в конце концов. А у тебя есть такие ритуалы? :)) С чего начинается работа? Мозговой штурм? Лампочка идеи?
— Почитать любимые ЖЖ или блоги, например, а потом посмотреть на часы и понять, что ппц как мало времени осталось.
— Какой текст был для тебя самым сложным за всю твою фрилансовскую карьеру и почему?
— После третей серии правок — любой текст.
— Если бы у тебя был котёнок (допустим британ, стоит 10 тыс. руб.), за какую максимальную цену смогла бы его продать, написав про него текст?
— Я бы написала, что не отдам этого кота даже за 30 тыс. Потом какой-нибудь чувак с комплексом предложил 40 тыс. Можно было бы подождать другого чувака и познакомить его с первым…
— Работала бы ты, если бы не было необходимости зарабатывать деньги? и если да, для души, то какие бы заказы отсеивала, а какие — делала?
— Заработать деньги для меня не сложно, я рада, что зарабатываю именно тем, что мне нравится делать. Дело больше не в заказах, а клиентах. Интерес во всём можно найти. Клиент, который видит во мне печатную клавиатуру, сразу нарывается на delete.
— Что дало общение со Светой Майбродской? Был ли это прорыв в понимании и самоощущении профессии?
— Да, прорыв был. Думать — не писать.
— И как Наталья относится к фейковым работам в портфолио? Нужно ли на фестивали (например, Каннский) посылать фейковые работы или, все-таки, лучше будет если и в портфолио, и на фестивалях рулить буду реальные работы?
— А в чём, собственно, разница? Пока на фестивале не начнут оценивать, сколько продаж принесла реклама, все работы можно считать фейковыми. Реклама как искусство — такой подход на фестивалях, а не реклама как продажа. Ибо фестивали — это зрелище, сухие финансовые отчёты — это не зрелищно. То есть тут конфликт между самим фестивалем как бизнесом и его профессиональной задачей.
— Натали! Маловероятно, что ты с детства мечтала стать копирайтером. Даже если и писателем, только не только же им? Так вот: Кем мечтала стать Наташа Кристи в детстве (глубоком и не очень)? :) Так просто интересно…
— Учителем. А близкая подруга — космонавтом, чем вводила меня в столбняк. В итоге я — сами-знаете-кто, а подруга — врач. Вот она — настоящая дружба.
СПАСИБО, Наташа, за то, что нашла время ответить на наши вопросы.
Вот и всё:) На сегодня.